Аукцион — публичная площадка для встречи покупателя и продавца. Именно она, через торг, через состязательность, позволяет дать конкурентную стоимость товару или услуге. Аукционам уже около 300 лет, однако сейчас этот вид продаж переживает второе рождение, уйдя с традиционных площадок в электронные. Существенная доля госзакупок в РФ проходит именно через электронные аукционы. Как принять участие в таком аукционе, в чем его преимущества и как правильно выбрать нужный именно вам аукцион — расскажем в нашей статье.
Первые аукционы появились в середине 18 века в Европе: сначала в Голландии, потом в Англии, Франции, распространились повсюду и не теряли своей актуальности. Вряд ли кто-то не слышал про знаменитые аукционы «Сотбис», где продаются предметы искусства, дорогие вина, ювелирные изделия, антиквариат и т.п. На заре 20-го века этот способ продажи прославили писатели Илья Ильф и Евгений Петров в своем знаменитом романе «12 стульев», где главный герой «с молотка» пытался купить драгоценнейшие стулья.
В конце 20 века торги в России стали «присматриваться» к электронным площадкам. Тогда это были простые доски объявлений, задача которых заключалась в том, чтобы связать потребителя и поставщика для последующей сделки. Серьезную роль в развитии электронных торгов и электронных торговых площадок, где эти торги проводятся, в РФ сыграло государство, которое еще в 2005-м году определило открытые аукционы в электронной форме (или электронные торги) как один из видов размещения государственных заказов.
На сегодняшний день электронный аукцион является основным способом определения поставщика в рамках №44-ФЗ. Больше половины от общего количества размещенных в ЕИС (единой информационной системе в сфере закупок) извещений приходится именно на электронный аукцион. Популярность электронного аукциона растет с каждым годом: если в 2014 году им воспользовался 51% закупщиков, то в 2017 году уже около 60%. Почему так происходит? С одной стороны, расширяется перечень работ, товаров и услуг, закупки которых должны проводиться только в форме электронного аукциона. С другой — этот способ закупки позволяет ее организатору ощутимо снизить итоговую цену контракта, а подрядчику — возможность получить крупный контракт в любой точке страны.
Аукцион в электронной форме или электронный аукцион регулирует 59-ая статья федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Что законодатель понимает под аукционом в электронной форме (электронным аукционом):
Согласно №44-ФЗ, госзаказчик обязан проводить электронный аукцион при закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Перечень товаров и услуг является широчайшим, в него внесены как отдельные виды продукции, например, бумага, так и продукция целых отраслей, например, сельского хозяйства.
Показатель среднего количества участников закупок на торгах составляет 2,7-2,9. Показатель невысокий, а это значит, что шансы на победу довольно велики. Но при условии попадания в число участников. Статистика же свидетельствует, что до самих торгов доходят далеко не все желающие. И одна из главных причин — незнание или несоблюдение всех шагов участия в электронных торгах. Предлагаем вам пошаговую инструкцию.
Потенциальному поставщику нужно изучить рынок ЭТП и найти ту торговую площадку, где будет проводиться нужный аукцион. На каждой площадке есть реестр аукционов и описан алгоритм поиска. Кроме того, единый список торгов размещен на сайте ЕИС.
Нужно получить электронную цифровую подпись — ЭЦП для торгов. Документы на всех без исключения электронных торговых площадках подписываются электронной подписью. Получить ее можно в течение одного дня. В настоящее время используется усиленная неквалифицированная электронная подпись. С 1 июля 2018 года участники госзакупок будут обязаны подписывать документы усиленной квалифицированной электронной подписью.
Нужно зарегистрироваться (аккредитоваться) на торговой площадке, где будет проходит заинтересовавший аукцион. Необходимо на сайте площадки заполнить форму аккредитации и заявление на открытие счета для обеспечения заявки. Для этого нужен пакет документов: выписка из ЕГРЮЛ, учредительный документ, доверенность на право участия в торгах, протокол или решение о назначении руководителя, карточка с реквизитами компании. В электронном аукционе обеспечением заявки служат деньги. Величина обеспечения заявки устанавливается заказчиком от 0,5 до 5 процентов начальной цены контракта.
Подготовьте пакет документов и подавайте заявку на участие в аукционе. В заявке дается согласие на поставку товара или услуги и прописываются его свойства, параметры, характеристики. Также нужно предоставить пакет документов о заявителе, подтверждающий соответствие условиям, прописанным в аукционной документации. Вся документация, запрашиваемая организатором закупки, обязательная к предоставлению. Отсутствие или неверное оформление хотя бы одного документа является причиной для отказа в участии в торгах. До окончания срока подачи заявок можно подать уточняющий запрос. Также до окончания срока подачи заявок можно отозвать свою заявку, для этого нужно направить оператору ЭТП уведомление.
Торг идет на понижение стоимости контракта. Шаг составляет от 0,5 до 5% первоначальной стоимости. На шаг дается до 10 минут. Решение принимать в таком временном интервале нужно быстро! Аукцион считается завершившимся, если по истечение этого времени других предложений не поступило. Победителем становится тот, кто сделал последний шаг и, соответственно, предложил минимальную стоимость. Если победитель передумал и отказался подписывать контракт, предложение направляется тому, кто делал предыдущий шаг. Отказавшийся от контракта победитель теряет внесенное финансовое обеспечение, следующий за победившим участник может отказаться от подписания контракта без каких-либо последствий.
Согласно № 44-ФЗ, от победителя закупок требуется обеспечение контракта. Таким обеспечением может быть денежная сумма в размере от 5 до 30% от начальной цены контракта, сумма переводится на счет заказчика. Обеспечением может выступить и банковская гарантия.